О НАС
   ПОХОДЫ           СОРЕВНОВАНИЯ           ФОРУМ

Раменский Клуб Туристов - туристические походы, карты, маршруты; организация мероприятий
<< МАРТ '24 >>
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС

Гребной слалом в России
 Canoe Slalom Technique Library
 Т/к Алмасты (Домодедово)

Календарь на 2016 год

Подробная лоция голубых дорог Центральной России (Часть 3)

Узлы. Пособие для всех

Поход по Приэльбрусью

Кавказ | Карта | Диаграмма | Еще Фото |

Дата: 30 апреля - 11 мая 2013

Место: Кавказ

Нить маршрута: п.Терскол - долина реки Терскол - ледник Терскол - перевал Терсколак - ледник Ирик - долина реки Ирик - п.Эльбрус

Участники: Бородин Павел, Бородина Ксения, Ванина Светлана

Наконец-то)) Ночь, день и снова ночь на поезде и мы (Я, Ксюша, Света) прибыли в Минеральные воды рано-рано утром. Водитель Андрей встретил нас у самого вагона. В поезде в полнее выспались и настроение приподнятое, все те три часа, что ехали от МинВод до Терскола с Андреем разговаривали о жизни, о природе, о местном бывшем центре терроризма (п.Тырнауз).

Вашему вниманию представим небольшой отчет о пройденном походе. План похода: п.Терскол - долина реки Терскол - ледник Терскол - перевал Терсколак - ледник Ирик - долина реки Ирик - п.Эльбрус.

2 мая

Андрей нас высадил у турбазы Азау (8:00, 1800м). Пришлось немного спускаться вниз пешком до п,Терскол вдоль реки Баксан.

По дороге сделали один привал на берегу реки и хорошенько перекусили (9:00).

В Терсколе поворачиваем в ущелье, которое должно нас привести к леднику Терскол и перевалу Терсколак.

Шли по правому берегу реки Терскол, тропа сначала читалась, но потом вовсе растворилась и на одном из привалов мы навели навесную переправу через реку и переправили рюкзаки на левый берег.

Дальше идем по хорошей тропе (11:00).

Дошли почти до ледника (его сколы отчетливо видны невооруженным глазом) и поставили лагерь (13:00, 2000м).

Лучшего места нам вряд ли бы удалось найти в этом ущелье - рядом река, родник на противоположном берегу бьет из-под камней, под палаткой толстый слой сухой, мягкой травы, сушняка хватает для приличного костра.

Неподалеку, в метрах 200, расположен закрытый домик пастуха.

К 16:00 все помылись, наелись, отдохнули и пошли на разведку к леднику Терскол.

После прогулки ужин и беседы у костра.

На завтра - переход через перевал Терсколак.

3 мая

День был не из легких. Лагерь свернули и вышли только в 10:00. Никуда не торопимся - ведь времени у нас с приличным запасом.

Тропы на склоне нет, поэтому идем, учитывая рельеф, и сопоставляя собственные силы и навыки.

Набрав около 400м, приходится наводить перила на подъем (веревка у нас 50м, можно особенно не волноваться).

В двух местах пришлось наводить и спуск.

Часто отдыхаем, скидывая рюкзаки. На одном из таких привалов пришлось уворачиваться от нескольких камней катившихся по склону.

Дойдя до снега (в начале перевала) начинаем тропить. Идем след в след - шаг в сторону жестоко карается проваливанием под снег по пояс. Время около 20:00, а мы не обедали и еще не поставили палатку.

Нашли наиболее безопасное место под лагерь. Выровняли снежную площадку и поставили палатку, когда уже стало темно. Вот и долгожданный ужин (21:00, 3025м).

За второй день похода мы набрали аж 1000м высоты! Но ведь и на промежуточной высоте не было места под лагерь. О последствиях такой авантюры мы узнали на следующий день. А пока…, удивительно звездной небо, прохладный ветер и чарующий вид Эльбруса на горизонте (кстати, местные жители ставят ударение на первый слог - "Эльбрус").

4 мая

Проснулись в 8:00. Ночь была холодной, утром, когда солнце взошло градусник показывал (-2).Долго топили снег. А когда растопленный снег наконец-то закипел, я пролил половину котелка на свой спальник. Приятного мало. Пришлось дополнительно топить снег, собирать воду в палатке полотенцем и надеяться, что очень скоро мы пройдем Терсколак и уже внизу высушим промокший спальник. Да, уж. Бессонная холодная ночь дает о себе знать - голова не работает совершенно, да еще и высота не добавляет сил.

Вышли только в 10:30. Снег уже в это время подтаял и не держит - в лучшем случае, по колено - в худшем, по пояс проваливаешься в снег, так и не успев понять, что же все-таки произошло. А ведь рано утром снег был жесткий, как асфальт. Но теперь несколько метров приходится преодолевать на четвереньках, опираясь на колени и сложенные вместе палки. Подъем очень пологий, но при этом и очень трудный, - сердце того и гляди выпрыгнет из груди. К 12:00 мы набрали только 25м высоты (3050м, давление около 525мм ртутного столба). Ксюшу немного мутит…высота, тяжелый рюкзак, холодная ночь и скудный завтрак дают о себе знать. Ясно, что в таком состоянии про дальнейший подъем говорить не приходится. Встаем на привал и готовим столько чаю, сколько сможем выпить, покрепче и послаще. Похоже этого нам и не хватало. Настроение поднялось, но потраченных сил уже не вернуть, да и снег уже слишком топкий - сегодня не пройти. Наполняем одну флягу растопленным снегом. При растопки последней порции снега газ в баллоне (250мл) закончился и мы, учитывая все обстоятельства,

решаем спускаться вниз.

На спуск, используя известную и опробованную еще в Архызе технику, тратим всего 4 часа против 9-ти часов вчерашнего подъема.

Спускаться по снегу, скатываясь, не только быстро, но и очень весело и такая техника значительно экономит силы. В общем спустились мы хоть и мокрые, но веселые и довольные.

Разбили лагерь на прежнем месте.

Рано радовались, поставленную внутреннюю палатку бросило ветром в реку. Еле-еле нашли и достали - палатка зацепилась за камень посреди русла в 3-х метрах от огромного снежного моста. Если бы ее затащило под мост, думаю мы ее никогда больше не увидели. Но нам повезло мы отделались потрепанной и промокшей палаткой и сломанным сегментом одной дуги из фибергласса (благо с собой была запасная деталь).

Палатку высушили и поставили, как смогли, вторую дугу нашли лишь на следующее утро. В очередной раз нам очень крупно повезло.

Ну и приключения - сначала перевал Терсколак показал нам, что с ним не шутят, а потом река Терскол продемонстрировала нам мощь настоящего горного потока. Что же будет дальше? Посмотрим..

5 мая

Встали в 9:00. Нужно досушить одежду и спускаться в п.Терскол, а от туда к п.Эльбрус и в долину реки Ирик ("Рыжая Борода" сказал, что в долине Ирика гораздо красивее и интереснее, чем в долине Терскол).

Ура! Когда шли за водой, нашли потерянную дугу от палатки (она даже не сложилась и не сломалась).

В 14:00 вышли с насиженного места.

В 15:00 мы были уже в п.Терскол. До п.Эльбрус шли три часа,

по пути посетили музей им. Высоцкого в п.Тегенекли.

В п.Эльбрус нас очень приветливо встретили местные жители, объяснили, как пройти к приюту в долине Ирика.

После трехчасового перехода из Терскола в Эльбрус набираем высоту из последних сил, необходимо подняться на склон и дальше траверсом пройти по тропе до приюта.

Нашли место под палатку только в 20:00. Поели, готовили на газу. Завтра будем сушить то, что намочил сегодняшний дождь, который шел почти весь день, а сейчас спать.

6 мая

Около 9:00 вышли из палатки. Проснулись раньше, но пока солнца не выйдет из-за хребта, выходить из палатки не хочется.

Поднялись налегке на 200м через сосновый лесочек. Видели там красивую и крупную белку, но сфотографировать ее не успели - убежала и больше не показывалась.

Обед после спуска в лагерь был великолепен, а после закономерен отдых. Отдохнув, пошли дальше изучать окрестности.

Спустились ниже, почти к самому Ирику. Обещанного нам местными жителями источника "Нарзана" (как мы его понимаем - вода с газом и необычным вкусом) мы не нашли. Дальше отправились в сторону ледников Ирик и Ирик-чат.

По пути часто встречаются осыпные склоны.

Побывали в сказочном сосновом лесу. Дошли почти до развилки на ледники. На сегодня достаточно, возвращаемся в лагерь, тем более что начинает накрапывать дождь.

7 мая

Хотели дойти до ледника, но долго собирались…и хорошо - пошел мелкий дождь с градом.

Сидели в палатке, разговаривали…отдыхали.

После дождя я налегке прогулялся до утеса к реке, спустился к самому потоку. Немного поднявшись, прошел к осыпным склонам - хорошо, что мы не пошли там в первый вечер этого ущелья.

После обеда сегодня встретили много туристов.

Все говорят, что спустились с Эльбруса. Вид у них крайне обгоревший и измученный. Ну, а мы завтра будем звонить водителю и заказывать машину на 9 мая.

8 мая

Встали около 8:30.

После завтрака отправились налегке к развилке на ледники Ирик и Ирик-чат.

Места оказались действительно красивые и интересные, как и завещал "Рыжая Борода". Видели много сурков, новых невиданных цветов, поразительной красоты леса и луга. Когда вернулись, пообедали с аппетитом и стали готовиться к завтрашнему отъезду.

Созвонились с водителем - он заберет нас 9-го мая в 14:00 у администрации парка "Приэльбрусье" в поселке Эльбрус, ну а потом МинВоды-поезд-Украина-Курский вокзал - а от туда до Раменского рукой подать.

Приехали домой мы 11 мая в 8:00 утра счастливые, довольные и с огромными рюкзаками впечатлений, которые не покинут нас еще целый год. :

ИТОГО:
Длительность пеших переходов - 8 дней(со 2-ого мая по 9-ое мая);
Общая длительность похода - 12 дней (с 30 апреля по 11 мая );
Максимальная высота - 3060м;
Минимальная высота - 1700м;
Денежные затраты на поезд - 4000р/чел;
Стоимость трансфера МинВоды-Терскол - 2000р/чел;
Денежные затраты на продукты - 1200р/чел.
Масса продуктов - 5кг/чел;
Количество газа(всего) - 500мл;
ГОРНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ:
Веревка - 50 м;
Ледоруб;
Обвязка;
Железо (зажим, карабины, восьмерка).