ПОИСК

О НАС
   ПОХОДЫ           СОРЕВНОВАНИЯ           ФОРУМ

Раменский Клуб Туристов - туристические походы, карты, маршруты; организация мероприятий
<< АПРЕЛЬ '24 >>

Символьные легенды контрольных пунктов

Взаимодействие групп на маршруте. Л. Федотова

Лоция по рекам Вама - Водла

Зимний поход на лыжах по озеру Селигер

Отчет Наташи

Селигер 25 февраля - 1 марта

Другая информация по походу

Сейчас довольно сложно эмоции оформить в слова. Возможно, со временем что-то разложится на плюсы и минусы, на то, что ожидалось и что реализовалось. Сейчас внутри сгусток теплого счастья, ощущения причастности к чему-то очень важному и красивому в мире.

25 февраля.

16.00 Сбор в Турклубе. К четырем не успеваю, так как бегу, лечу из Москвы. А то как же в отпуск и без зарплаты) Конечно собираться так рано не имело смысла,потому что собираемся уже два дня, но видно так всем спокойнее. Нас 7 человек. Виктор Иванович, Я,Андрей, Аня, Рома, Артем, Ваня. Поезд с Ленинградского вокзала в 20 часов. 4 вагон. Москва-Осташков. Семь с половиной часов в пути. Всего семь с половиной часов, а ты уже в другом мире.

26 февраля

Где-то за час до прибытия нас разбудила тетенька - проводник со словами "вставайте") Толку так громко кричать, если в вагоне, кроме нас практически никого нет. Встали с трудом. Еще бы) Посмотрела бы я на людей, которые в 4 утра встают с радостью) Допроковырялись до того, что в Осташкове нас уже выгоняли со словами: "Бросьте белье, выходите давайте". Пошли на вокзал. Деваться больше некуда. Автобус до Новых Ельцов в 6:40. Спать на вокзале невозможно. Время тянется в ожидании ужасно томительно. Сели в автобус. Я сразу отрубилась. Благо мужских плеч предостаточно. Виктор Иванович (далее ВИ) пошел к водителю узнавать, что да как. В итоге автобус остановился и они минут 10 разглядывали карту, а все пассажиры терпеливо ждали) В 8:10 встали на лыжи. Сразу вышли на озеро. Водитель напугал, что лед тонкий и могут быть подводные течения, поэтому решено было идти с дистанцией 20-30 метров. Смотрю впереди Андрюха раскрыл крепления. Мои не раскроешь. Страшно. На следующем перегоне пустили Ваньку с морковкой вперед. Я все время думала о том, чем же она мне поможет, если я вдруг сейчас провалюсь. Ничем бы она мне не помогла. Напряжение внутри сильное. Чем дальше вглубь озера, тем страшнее. Дороги назад нет. Иногда под лыжами остается мокрый снег. В такие моменты по спине пробегают мурашки. Хотя на самом деле мне очень жарко. Свитер явно лишний. Будет возможность, сниму. Идем куда-то в бок. Куда не знаю. Позже оказалось, что мы сильно забрали влево и ушли в д. Княжое. В итоге нарезали себе еще кусок пути. После Бухвостово Ванька на карте разглядел мостик. Что-то у нас в целом ориентирование по карте идет с трудом. Это всегда так, когда карта ни у одного, а у всех сразу понемножку. Отдали карту Ване. Будет теперь Сусанином. Выяснили-таки, что мы на Селигере) Более или менее сориентировались на местности. Прошли через деревню Дубово. Идем по направлению к Климовой горе. Дорога то поднимается вверх, то уходит вниз. Если учесть, что за спиной тяжелый рюкзак, то поначалу мне было очень сложно. Забиралась вверх медленно, а вниз все время норовила упасть. Пару раз пришлось отстегивать лыжи. Дорога сама по себе очень красивая. На Селигере безумно красивые ели. Часто останавливаемся. Либо для того, чтобы сориентироваться, либо попить чай с бутербродами или курагой и немного отдохнуть от рюкзаков. Хотя здесь мне надо сказать спасибо Артему за то, что мы махнулись рюкзаками и я пру 75 литров, а не 100 как обычно. У меня и этот -то, как оказалось, получился нелегким. По крайней мере, по словам ребят. Я их рюкзаки не тягала и сравнивать по сему не могу. Да и сказать, что мне особо тяжело тоже не могу. Плечи болят только от лямок, но это они всегда болят. Хотя уже немного позже я поняла, что все-таки надо мне купить себе новый, маленький рюкзак и перестать надрываться. Возраст уже не тот) На перекусах ВИ все время пытается меня накормить. Это у него такая программа максимум на поход - откормить меня) Нормальное отеческое такое желание, хотя народ все время и подтрунивает над этим) В Бородино и Задубье встречаем две местные колоритные фигуры. Мужичка на облучке. Как позже скажет Ваня, что у того были видны даже швы на местах стыковки деталей бушлата, а вот самой ткани кусками не было. Жаль, что Артем не успел его сфотографировать. Я никогда в жизни не видела таких саней, которые крепятся к лошади. Как в старые-престарые времена. Картинка, сошедшая в действительность. Второй мужичок был поколоритнее. В такой же ободранной одежки, с вздутыми коленками. Все дырявые детали одежки надеты так, чтобы дырки не совпадали и перекрывались следующим слоем. Подъезжая к его дому, на нас выскочило три или четыре белых собаки. Мы с Аней сразу испугались и остановились. А оказалось, что это вполне милые собачки) ВИ решил с мужичком поговорить. Разговор в итоге вылился в повод для шуток в течении оставшихся дней.

ВИ: Собак держишь? Собаки твои?
Он: да, собаки есть…не мои…
ВИ: волки то есть в лесу?
Он: волков нет…были..перестреляли…
ВИ: стреляешь?
Он: охотник есть…не я…

Жалко конечно мужичка. Скучно им, наверное, сидеть тут. На деревню ты один и поговорить не с кем. Да и зашуганные они какие-то. Вышли на дорогу по направлению к Запольку ( среди нас Залипок). Решили, что пора вставать на стоянку. Прошли километров 12-13. Сил уже почти ни у кого нет. ВИ нашел поляну. Присесть никому не дал. Бензопилу и лопату в руки и вперед. В итоге повалено пару толстенных сосен, расчищена площадка. Время 4 часа дня. Пообедали. Решили, что гречку сварим позже. Натянули тент. Сложили нодью. В семь часов народ начало вырубать. Легли полвосьмого. Захрапели все разом. Картина следующая. Просыпаюсь. Рядом просыпается Ванька. Смотрим на костер. Ваня решает, что пора бы подложить бревно и уже до утра не просыпаться. Встает. Народ тут же весь открывает глаза. К Вани на помощи выскакивает в труселях Андрей. Зрелище не для слабонервных) Это я про зиму в трусах) Тут решаем узнать, сколько же можно еще поспать. Ответ убил всех. Время было 23 часа! Застрелиться. Есть хочется ужасно. Ужин естественно не готовили, так как заснули рано. Я гундю. Спать явно никому не даю. Ванька уже было не выдержал и собрался идти варить гречку, но я его пожалела) Народу стало весело. Артем, Андрюха и Ванька попеременно декламировали отрывки то из сказок Пушкина, то из Филатова. Надо сказать, что у нас в целом получился очень литературный и отчасти музыкальный поход. Я горжусь ребятами. Мне не дано столько помнить всего наизусть. Заснули.

27 февраля

Проснулись в 8 утра. Еще накануне решили, что на Заполек мы не пойдем, потом решили и в Кроватынь не ходить, а идти сразу на о. Хачин, в Хретень, а дальше уже на Нилову Пустынь. Долго пересекали озеро. По сравнению со вчерашним днем немного потеплело и проталины под лыжами стали больше. Временами было совсем не по себе. Хретень оказалась совсем заброшенная. Через нее ушли вглубь острова, забыв о том, что хотели посмотреть на братские могилы. Нашли лыжню. Значит, кто-то здесь по ней ходит через остров. Прошли в итоге за день не так уж и много. Километров 7-8 где-то. Встали на стоянку. Недалеко от выхода на озеро. С берега видна Нилова Пустынь. Туда мы пойдем завтра. Рядом течет ручеек. Все кинулись пить. Воды жутко не хватает. Чаем из талого снега не напьешься. Ребята постоянно жуют снег. У меня есть его нет никакого желания. Меня под вечер уже совсем начинало клонить в сон. Пришлось как-то поддерживать разговор, чтобы не заснуть на ходу.
Одно ухо от тента с нашей стороны прикопали плохо, да и костер сложили так, что тепло доходило, но очень слабо. В итоге немножко подмерзла. Ванька рядом окочурился совсем, поэтому периодически ко мне прижимался.

28 февраля

Проснулись как обычно в 8 утра. Закапали все тяжелые вещи, чтобы не тащить на себе. Вспомнить бы потом, где что) Кто-то предложил написать легенды) Сюда мы еще вернемся, а вот оставлять все на стоянке страшно. Вечером по тропе катался буран. Вышли с острова по направлению к Ниловой Пустыни. Долго шли через озеро. Временами продирались через камыши.. Не доходя до Ниловой пустыни, ВИ показал нам укрытия, дзоты. Говорят, что на Селигере была во время войны жуткая мясорубка. Очень много деревьев имеют двойные, расщепленные снарядами, стволы. Позже увидим и противотанковые рвы. Съехали с крутой горки. Я уже почти не боюсь с них съезжать и равновесие с рюкзаком держу отлично. Пришли в Нилову Пустынь, в монастырь. Оставили всю снарягу у входа. Решили сначала обойти монастырь кругом. Все, кто здесь был, говорят, что монастырь сильно подлатали, хотя везде еще идут работы. Пошли вовнутрь. Долго стояли в храме. Мыслей в голове совсем нет. Только тишина и умиротворение. Со мной всегда так в храмах. Тишина в голове и на сердце. Поднялись на колокольню. Высоко. Страшно. Встала в дверном проеме. Не пойду дальше. Что-то у меня порог страха высоты стал совсем маленьким. Да еще и бортик такой обледенелый, что сразу скатываешься к перилам. Вид с колокольни безумно красивый. Даже представить не могу, что летом это белое пространство все заполнено водой. Купили монастырский хлеб. Не знаю, почему многие от него в восторге. Хлеб как хлеб. Постный, рыхлый. Ну да ладно. На выходе мужики охранники содрали с нас, якобы за охрану снаряги, 100 рублей. Их, конечно, тоже понять можно… даже не представляю сколько здесь получает народ, если автобус в Осташкове стоит 11 рублей. Купили сувениры. Челночники зимой конечно удивили. Тут народу-то совсем нет. За то время, что мы гуляли по Пустыни, встретили только трех евреек. Возвращаемся тем же путем на стоянку. Дистанцию уже не соблюдаем, идем друг за другом. Тут машины по льду ездят спокойно и рыбаков, как морских котиков на берегу, полно. Почти у самого Хачина, идем смотреть хатки бобров. Андрюха проваливается туда по колено. Теперь без компресса дело точно не обойдется) На стоянке откапываем вещи, привязываем тент. Пообедали. Сходили умылись в ручье. Вода холодная, обжигает руки и лицо, но обжигает приятно. Иду с оголенными по локоть руками, а мне совсем не холодно. Весь вечер проболтали. ВИ с Ваней и Андреем. А я с Темой, Аней и Ромой. Вспоминаем, кто где был. Нам всем есть, что рассказать. Решили перед сном пойти посмотреть, подсвечивается ли Нилова Пустынь. К сожалению, нет. Долго стояли и смотрели на звезды и озеро. Жаль, что облака в конце концов закрыли все небо. Еще до того, как пойти к озеру, видели месяц сквозь деревья. Наверное, я никогда еще не видела такого красивого месяца. Вернулись на стоянку и легли спать. Сегодня костер сложили по-другому, поэтому спать было очень тепло. К счастью, благодаря стеклоткани, спальник не спалила. А вот тент весь в дырочку. Елку закоптили всю. За день прошли где-то километров 12.

1 марта

Встаем как обычно. В два с чем-то у нас автобус, поэтому особо удовольствие не растянешь. Завтракаем, собираемся и выдвигаемся по направлению к Троеручице. Почти у самой Троеручицы останавливаемся на перекус у противотанковых рвов. По обе стороны дороги располагаются озера. Идем на одно из них. Оно маленькое и по всему периметру закрыто елями и соснами. Очень красивое место. Благодать) Некоторых она накрыла с головой) В Троеручице прошли мимо кладбища, вышли на мост. Здесь уже переоделись и убрали лыжи. В целом путь составил километров 6. Сели в автобус с местными рыбаками. Веселый тут у них народ. В Осташков приехали в 15, а поезд в 20:20. Решили поехать в Краеведческий музей. Сдали вещи в камеру хранения до 18 часов. Сели на автобус №3. На первый автобус №3 не сели, так как он в город не шел, а вот на другой №3 сели. Забавно) Музей оказался в старой церкви. Нам не повезло - музей не работал. Все немножко скисли. Решили прогуляться по городу вдоль набережной. Я все шла и думала о том, как в таких городах живут люди. А ведь таких городишек сотни, тысячи по всей России и Осташков не самый отдаленный от центра. Дома многие перекошены. Повстречался даже человек, который стирал белье в проруби. Это здесь, в столице, кажется, что такие вещи можно встретить только в книжках или на картинках, а этим в действительности живет большинство таких провинциальных городов. Пошел мокрый снег. Стало сыро и противно. Это во многом испортило ощущение от города. Он показался хмурым и грязным. На улицах почти нет машин. Чаще можно было встретить машину ДПС №28, которая колесила по дорогам Осташкова. Вернулись на вокзал. Ждать еще два с половиной часа. Поели. Все оставшееся время слушали рассказы ВИ. Становилось уже совсем тяжко, клонило в сон. В поезд сели с превеликим удовольствием. На всех за последние несколько дней впервые накатила настоящая усталость, спало напряжение. Уснули уже в Бологом. В Москву поезд приехал в 5:20 утра. В электричке все спали. Многим надо на работу. Я, слава Богу, буду отсыпаться.